15.jpg

История театра АТХ

Театр АТХ - Академия Театральных Художеств - был основан в Саратове 20 ноября 1988 года. Первый (и единственный) Президент (художественный руководитель) "Академии" Иван Иванович Верховых, выпускник актерского факультета Театрального училища имени И.А.  Слонова и режиссерского факультета Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина. Будучи еще актером Саратовского ТЮЗа, он создал в Саратове три театральные студии, из которых со временем возник театр: восемь из тогдашних студийцев стали своеобразным ядром коллектива.

В 1993 году театр АТХ первый среди подобных коллективов получил статус муниципального. В чем же секрет АТХ? Он неординарен, философичен, но без тени высокомерия. Возможно, секрет именно в парадоксальности бытия АТХ, удивительной творческой компании, которая исследует все новые и новые горизонты и пространства...
..и новые площадки - за пятнадцать лет существования театру приходилось переезжать двадцать один раз. Помещения АТХ доставались разные, но каждое "академики" осваивали полностью, каждое становилось поистине театральным.

За годы существования театра его искренними друзьями и поклонниками стали замечательные писатели - Людмила Петрушевская, Дмитрий Пригов, Евгений Попов, Сергей Козлов, директор Музея кино Наум Клейман, в одном из интервью назвавший театр АТХ лучшим театром Европы, театральная журналистка Алина Селикашвили, сделавшая на "Радио России" пять передач об АТХ; выдающийся польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси, снявший фильм о театре.

Театр АТХ получал многочисленные приглашения на столичные гастроли от Центрального Дома работников искусств (1990), Московского киноцентра (1990, 1991 - дважды), Московского Дома кино (1991). АТХ участвовал в международных фестивалях в Волгограде (1990, 1991), Санкт-Петербурге (1994, 2000), в Омске (1994), в Пскове (1995), в Москве (1999), в Челябинске (2000),. Успешными были гастроли в Германии в 1992, 1993, 1997 годах. В 93-м - проект финансировался Берлинским сенатом, а в 1997-м - "Хеббель-театром", на сцене которого театр АТХ дал три спектакля.

Спектакль "Почему я лучше всех?" по произведениям Даниила Хармса - своеобразную визитную карточку АТХ - называли лучшей хармсовской постановкой в России, в частности, гамбургский еженедельник "Die Zeit" охарактеризовал этот спектакль лучшим в германском театральном сезоне 1992/93.

За постановку спектакля "Незаживающий рай" по произведениям Владимира Казакова художественный руководитель театра Иван Иванович Верховых получил в 1994 году звание "Человек года".

В 1997 году АТХ участвовал в фестивале, посвященный 100-летию Ф. Г. Лорки, который проходил в Москве, на сцене театра "На Таганке". Спектакль "Когда пройдет пять лет", который показал театр АТХ, был высоко оценен членом жюри одноименного испанского фестиваля Видасом Силюнусом.

В канун старого Нового 1999 года Академия Театральных Художеств отметила свое десятилетие. "Академиков" поздравляли российские и зарубежные друзья: великий русский режиссер Петр Фоменко,  директор музея кино Наум Клейман, актриса Марина Шиманская, Эдинбургского координатор фестиваля Мэг ЛАККИНГ (Эдинбург), Сергей КозловЕвгений Попов, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, члены президиума СТД России Александр КалягинГеоргий ТараторкинМарк Захаров.

В декабре 1999 года театр участвовал в фестивале искусств "Культурные герои 21-го века".

Три актера театра АТХ в сезоне 1999/2000 года участвовали в международном проекте в спектакле по произведениям Марины Цветаевой "Молодец", поставленным французским режиссером Лукасом Хемлеббом. Спектакль был показан в театре "Ди Види" Лозанна (Швейцария), в театре "Ле Федере" Монлюссон (Франция), в культурном центре в Бурже (Франция), в театре "де Сингель" Антверпен (Бельгия), "Хеббель театре" Берлин (Германия). Помимо актеров АТХ в спектакле принимали участие Рафаэль ГитлисЖером Дер (оба из театра "Одеон", Париж), солистка театра "Де ля Вилль", Париж, меццо-сопрано Элен Делаво.

В апреле 2000 года театр АТХ участвовал в фестивале "Театральные опыты-2000", который в шестой раз прошел в Челябинске. На фестиваль съезжаются коллективы со всего постсоветского пространства, находящиеся в постоянном поиске, осуществляющие смелые творческие эксперименты. И критики фестиваля, и зрители дали высокую оценку театру из Саратова.

В июне 2000-го АТХ принял участие в питерском фестивале "Солнцеворот". Его организатором и продюсером уже который год выступил режиссер Андрей Могучий.

В 2003 году Комитет по культуре и искусству при президенте РФ наградил театр АТХ премией "Акция" за высокие достижения в области театрального искусства.

 

Из отдельных интервью Ивана Верховых, 1995 – 1999 г.г.
-
…Наши спектакли, может быть, похожи тем, что это всегда история какой-то компании, в основном, творческой компании, "Незаживающий рай", наверное, самый показательный в этом плане спектакль. Идет рассказ о людях, которых  меньшинство, которые не влияют на общественную, на политическую жизнь. Недаром нам интересна судьба обэриутов, футуристов, творческих объединений, которые современниками признаны не были, потому что они мыслили, ощущали жизнь, творили не так, как было принято. Только со временем оказывается, что именно эти-то ребята и были гениальными. И творцами, и людьми. Они существуют одинаково легко и в прошлом, и в будущем. Или, как писал Владимир Казаков: "Эти герои существуют в новых, еще не наступивших временах"… 

…Нас часто считают элитарным, интеллектуальным театром. Это не совсем так. Мы просто занимаемся классической литературой следующего века. Сейчас она еще не стала классикой, хотя уже становится, Хармса, по-моему, в школе уже начинают проходить. Так же, я думаю, будет и с Сергеем Козловым, и с Владимиром Казаковым, и с Евгением Поповым

…В материале всегда привлекает глубокий внутренний мир, отношения со временем, в котором существуют автор и герои. То, что они были абсолютно чисты перед временем и перед самими собой, не шли ни на какие компромиссы. Интересно учиться у них, как можно выстоять. Времена всегда тяжелые. Бывают совсем страшные, сейчас тоже тяжело. Раньше, всем этим коммунистическим делам человек внутренне как-то сопротивлялся. Сейчас все гораздо тоньше, человека втягивают в эту жизнь, грязь, хотя он совершенно не должен бы в ней участвовать. Всех приучают мыслить одинаково, навязывают стереотип сознания, стереотип языковой, поэтому одно из главных требований к материалу: должен быть автор, обладающий своим особым языком, ни на кого не похожим. Скажем, Казаков, который впитал в себя всю литературу русскую, от Тредиаковского до обэриутов, и тем не менее, у него свой особый язык, который сразу можно узнать. И еще тема, которая меня волнует, и которая каким-то образом присутствует во всех спектаклях, это тема внутренней эмиграции. Ухода с помощью построения другого мира, другого, особого, непохожего на тот, в котором мы существуем. Такой мир мы в каждом спектакле пытались создать. В сказке это уход куда-то в древний восток, в "Рае" - в нашу историю, в прошлое…

…На меня большое впечатление произвела в свое время фраза Брука на лекции в Москве: "Зритель приходит в театр за более изысканными впечатлениями, которых он не получает в жизни". Наверное, каждый театр в какой-то степени пытается эту задачу решить, осознанно или неосознанно, но не у всех это получается. Чтобы получать изысканные впечатления, нужно иметь и вкус, и много еще чего. Конечно проблема еще и в том, что к нашим спектаклям зритель должен хоть как-то подготовиться. Если приходит совершенно неподготовленный зритель, он, очевидно, ничего и не сможет получить. Нужен какой-то настрой и какой-то душевный труд...

…Художник не может существовать вне национальных корней, и если есть школа русского психологического театра, то от нее насильно отказываться, отказываться от своей природы - это не органический процесс. Но я пытался соединять эту школу с другими, порой полярными театральными направлениями. В Хармсе это прививка немецкого экспрессионизма и театра жестокости Арто, в сказке  - синтез с восточным театром ". В этом столкновении и взаимопроникновении, очевидно, рождается что-то новое, когда совмещаешь несовместимое. Может быть, и за счет этого тоже жив театр, за счет того, что ставили перед собой очень сложные задачи. Только тогда театр и может существовать, когда планку поднимаешь все время на ту высоту, на которую уже не можешь прыгнуть. А когда все-таки добиваешься, то понимаешь: случилось. Что-то произошло, спектакль получился…

…Мы - "бедный театр", это вовсе не значит "нищий театр". Это делается сознательно и совсем не из-за денег, хотя понятно, что денег у театров всегда мало. Просто это эстетика, по которой спектакль состоит только из того, что имеется под руками. То, что у нас сегодня есть, мы используем, и специально ничего не делаем, не изготовляем. В поисках сценографического решения для Хармса как-то невольно получилось, что кроме стола и двух стульев ничего не должно быть. Другое дело, что стол там со всякими фокусами - но это Хармс навеял. Приходит это все, естественно, непонятно как, может быть из фразы Хармса: "Я люблю комнаты со всякими закоулками".. Может быть, так пришло это решение: и люки там, и стол должен быть всем - и бассейном, и самолетом….

…И еще одна тема, которая меня очень волнует, особенно в последних спектаклях. Об этом многие артисты и художники забывают. Самое важное в творчестве - не терять детского восприятия жизни. Художник умирает, если в нем умирает ребенок. Детские впечатления, ощущения - самые важные для художника, и во многих моих спектаклях эта мысль присутствует. Во всех. Самые великие художники - это, конечно, дети. Сознание, душа, восприятие еще не замусорены всякими стереотипами. Если есть у нас в труппе сильные актеры, то в первую очередь благодаря тому, что они чувствуют эту тему и не теряют детской непосредственности, детского восприятия мира.

И, наконец, самое главное. Это любовь. Когда у Михаила Чехова спросили, в чем он находит вдохновение, он ответил: "Я просто с помощью определенных упражнений вызываю в себе любовь к зрительному залу".  Это чрезвычайно важно. Любовь к зрителям, не только к партнерам, режиссеру, авторам, но самое главное - к нашим зрителям. Без этой любви театр умирает. И, надеюсь, они чувствуют эту любовь и отвечают взаимностью…

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!
You have no rights to post comments!